В КРИВОМ РОГЕ БОЛЬНИЦЫ СОВСЕМ НЕ ГОТОВЫ К ЭПИДЕМИИ: «НА ДНЯХ ВЫДАЛИ НЕМНОГО МАРЛИ»

В КРИВОМ РОГЕ БОЛЬНИЦЫ СОВСЕМ НЕ ГОТОВЫ К ЭПИДЕМИИ: «НА ДНЯХ ВЫДАЛИ НЕМНОГО МАРЛИ»

В Кривом Роге — родном городе президента Украины, зафиксировали первого пациента с Covid-19. Несколькими месяцами ранее здесь разгорелась борьба медиков и местных жителей за сохранение больницы №8, которую хотели оптимизировать в рамках медреформы.

Общественный резонанс заставил власти города пойти на попятную. К вопросу оптимизации могли вернуться при внедрении второго этапа медреформы, который должен был начаться с 1 апреля. Однако пандемия коронавируса и карантин эти планы отменили.

загрузка…

О том, насколько малая родина Владимира Зеленского готова к карантину, почему врачи и пациенты ожесточенно боролись за сохранение больницы и что поможет спасти медиков и больных в период пандемии, рассказали Соцпорталу на условиях анонимности медики города.

Готовность к пандемии

  • В Кривом Роге зафиксировали первый случай Covid-19. Насколько отдельные больницы и город в целом готовы? Что обещают руководство, власти, местный бизнес?

Касательно средств защиты — в одной из самых больших больниц, например, не было ничего. На днях выдали немного марли, сказали — шейте маски сами. Выдали таблетки для дезинфицирующих средств, совсем немного антисептических растворов.

Никаких костюмов, очков, других защитных средств, которые действительно защищают, и в помине нет. Обещаний было много, а в реальности — практически ноль. С такой «готовностью» реально помощь оказывать невозможно — мы беззащитны.

  • Какие перспективы для пациентов — количество тестов, инфекционных боксов, ИВЛ на город. Достаточно ли медицинского персонала?

По словам властей, в городе 104 аппарата ИВЛ. Но вопрос — сколькими из них вообще реально оказывать реанимационную помощь. Потому, цифра, вероятно, завышена.

Медицинский персонал давно «выкошен» сокращениями. Даже тех, кто хотел придти на работу, не принимали под всякими предлогами. Самая распространенная причина — наличие задолженности по коммунальным платежам. Это приказ мера — не принимать таких людей на работу. Они больше не приходили. (По словам жителей Кривого Рога, практика, когда под предлогом долгов за коммунальные услуги им отказывают в определенных услугах или правах, типична, — ред.)

Количество тестов на Днепропетровскую область то ли 6000, то ли 8000. Младший Вилкул (сын мэра города Кривой Рог Александр Вилкул, член партии Оппозиционный блок, — ред.) «презентовал» от какого-то фонда дополнительно 5000 тестов. Но пока их никто не видел.

Данные властей города: По словам заместителя начальника горздрава Кривого Рога Александра Лукьяненко, 360 случаев госпитализации с коронавирусом — “это наш определённый потолок, который мы можем обеспечить имеющимися сегодня силами”. По поводу нехватки медицинских кадров чиновник отметил, что “идёт работа с выборкой пенсионеров, которые прекратили работу в системе охраны здоровья, но являются трудоспособными и могут оказать помощь”.

  • Что говорят персоналу об анонсированном повышении зарплат при помощи пациентам с коронавирусом? Какая средняя зарплата для большинства врачей и медсестер?

О повышении зарплат молчат. Скорее всего, это останется, как всегда, на уровне разговоров. Касательно медсестер, со всеми ночными и остальными надбавками, это максимум 6000-6500 грн. У врачей больше. Это зависит от стажа, категории, наличия или отсутствия ночных дежурств. Пока это платят, хотя с перебоями. Это порядка 10000-11000 грн у врачей-хирургов с высшей категорией. У остальных, конечно, меньше.

  • Можно ли предположить, при каких условиях Украина была бы более готова к эпидемии? Можно сказать, что критикуемая за раздутость и неэффективность система Николая Семашко как раз в этом случае куда адекватнее?

Медицина была бы готова, если бы она сейчас не лежала в руинах. Ее полностью “убили”. Основная проблема — материальное обеспечение и кадры. Кадров, можно сказать, особенно средних медработников, нет вообще. Система Семашко сработала бы на «ура». Повторимся: если бы не была «убита».

О ситуации с оптимизацией больниц в Кривом Роге

  • В прошлом году часть больниц Кривого Рога пытались оптимизировать. Однако, например, больницу №8 удалось отстоять вплоть до введения второго этапа медреформы, который теперь тоже под вопросом. Что предпринимали врачи и местные жители? Был создан или задействован уже имеющийся профсоюз?

Врачи и местные жители в прямом и переносном смысле выходили на улицы. Администрация самоустранилась от проблемы, она сохраняла свои «кресла» и на защиту коллектива не встала. Карманный профсоюз ничего не предпринял, потому многие из него вышли. Власти под давлением общественности отступили, хотя уже 1 ноября 2019 года собиралась выставить медиков на улицу.

  • Что было бы с больницами города, если бы с 1 апреля ввели второй этап медреформы?

Ни одно отделение, ни одна больница города не выжила бы в тех условиях, которые нам поставила НСЗУ (Национальная служба здоровья Украини — новосозданный орган для продвижения второго этапа медреформы, с которым больницы должны заключать договор. При этом отвечая ряду требований. Только такой договор давал бы возможность после 1 апреля получать финансирование. Оно предоставлялось бы по принципу — «деньги идут за пациентом», — ред.).

  • Какими были главные мотивы отстоять больницу?

Сохранить работоспособный коллектив и рабочие места, которые и так сокращены «донельзя».

  • Кривой Рог имеет ряд особенностей — самый длинный город Европы, тяжелые экологические условия, заболевания и травмы, связанные с профессиональной деятельностью металлургов и шахтеров. Учитывает ли эти особенности вариант оптимизации, который предлагали по образцу прошлого года?

Нет, не учитывает. Из трех предлагаемых опорных больниц только одна, 2-я больница (так называемая «тысячка»), более-менее смогла бы оказывать качественную помощь, но в ней наметилась одна отрицательная тенденция — кадры стали буквально бежать.

  • Протесты в связи с оптимизацией были и в других регионах Украины. Например, в Винницкой области. Также против медреформы вышли медсестры в рамках акции #БудьякНіна. Есть ли у криворожских медиков контакты с подобными инициативными группами?

Контакты есть, например, с «Социальным рухом». Но особой активности народ не проявляет, они постоянно запугиваются своей же администрацией. Так, одну из сотрудниц, которая в день сессии горсовета по петиции жителей о сохранении 8-ой больницы, стояла с плакатом у мэрии, вынудили уволиться. Люди постоянно подвергаются угрозам увольнения и запугиванию собственной же администрацией. И боятся выступать против.

Возможные пути медреформы

  • У экс-главы МОЗ Ульяны Супрун довольно много фанатов, по крайней мере, онлайн, поддерживающих ее реформу. Некоторые терапевты стали действительно получать высокие зарплаты, заработала современная электронная система, часть стоимости лекарств компенсируют, говорят о ее заслугах при борьбе с фармацевтическим лобби, о НСЗУ, которая поможет победить коррупцию. Но как этот период ощущался в регионах?

Мы никаких положительных изменений не почувствовали: как выживали самостоятельно, своими силами, так и выживаем. Можно даже сказать, что стало хуже.

  • Нынешний министр Илья Емец уже возглавлял МОЗ в 2011 году. Можно ли сравнить тот период и последние несколько лет?

Тогда ситуация была менее плачевная — были кадры. Материальное обеспечение было таким же, то есть никаким.

  • Можно ли за последние несколько десятилетий выделить какие-то ключевые периоды — самый тяжелый, самый оптимистичный, важные изменения в законодательстве?

Самый тяжелый — сейчас. Оптимистичного периода не было никогда. Законодательство, если иметь в виду создание таких структур, как НСЗУ, — это паразиты на теле медицины, которая уже уничтожена. Уничтожена самая главная ее составляющая — кадры. В таких условиях эти кадры невозможно восстановить или восполнить.

  • И Емец, который, по слухам, может уйти в отставку, и с большой вероятностью любой последующий министр, будет выступать за продолжение реформы и переход к страховой медицине. Какой видят идеальную реформу практикующие врачи?

По поводу медицины есть только один рецепт — немедленное повышение зарплат медработников, и не в 2-2,5 раза, а минимум в 4-5 раз. И колоссальные вливания в материально-техническую базу — аппаратура, инструментарий, операционные столы, да обычные кровати и тумбочки в платах.

Если повысить зарплаты тем же медсестрам, которых сейчас катастрофически не хватает, то достанут с сервантов дипломы и побегут в больницы даже те, кто об этих дипломах давно забыл. Других рецептов возрождения нашей медицины не существует, какую бы реформу мы не придумали. Более того — еще немного, и эти реформы будет делать не с кем.

От редакции:

Издание Політична критика также озвучила мнения медиков о том, какие пробелы медицинский сфере обнажает пандемия коронавируса. 25 марта о всей плачевности ситуации прямо заявил глава МОЗ Илья Емец, подчеркнув, что Украина не готова к лечению больных в условиях пандемии. Потому единственным вариантов он назвал жесткие меры локализации заболевания. В тот же день НСЗУ по решению Кабмина сообщила о выделении 905,8 миллионов гривен по всем регионам на поддержку малокомплектных больниц. Однако уже 27 марта заявила о том, что с 1 апреля медучреждения будут финансироваться по новым правилам.

НСЗУ понимает важность оперативной оплаты за предоставленные услуги особенно в период распространения коронавируса, поэтому просит руководителей медучреждений не затягивать с подписанием договоров, — сказано в сообщении.

Если договор подписан не будет, то медучреждение лишится финансирования.

Фото: 34.ua

Источник