Уже в феврале: В пригородных маршрутках подорожает проезд

Уже в феврале: В пригородных маршрутках подорожает проезд
Карантин загнал транспортные предприятия в огромные убытки

Общественный транспорт в этом году подорожает. Сначала взвинтят тариф в пригородных и междугородных маршрутках. Следом планируют поднять цену частные перевозчики, работающие в Киеве. Муниципальный транспорт тоже может подорожать, ведь обоснованная стоимость проезда в нем выше реальной в два раза.

Какой вид транспорта и на сколько может подорожать:

  • В пригороде цена повысится на 3–10 грн
  • Киевские маршрутки готовы к 12 грн
  • Метро: реальный тариф — 16–20 грн

В пригороде цена повысится на 3–10 грн

Локдауны и карантин, который длится уже год, нанесли колоссальные убытки общественному транспорту. Как рассказывают транспортники, сильно упал пассажиропоток, а стало быть, и доходы. И все это не может не отразиться на тарифах. Первый шаг решили сделать маршруточники. С 1 февраля проезд в пригородных маршрутках станет дороже. Об этом «Вестям» сказал исполнительный директор Ассоциации перевозчиков Киевской области Алексей Павленко.

«Мы повышаем тарифы для пригородных (это до 50 км от Киева) и междугородных маршруток (свыше 50 км от Киева) уже с 1 февраля. О чем уже уведомили Киевскую облгосадминистрацию. Пандемия внесла свои негативные коррективы и в без того нестабильную работу перевозчиков во время адаптивного карантина. Существенный спад пассажиропотока, невыполнение местной властью перед перевозчиками в полной мере бюджетных обязательств, отсутствие государственной программы по поддержке пассажирского автотранспорта и ограничение деятельности автопредприятий привели к их обнищанию и даже закрытию. Кроме того, с 1 января минимальная зарплата выросла до 6 тыс. грн, что не может не отразиться на тарифе«, — говорит «Вестям» Павленко.

По его словам, Минтрансом еще в 2009 году разработана Методика расчета тарифов, согласно которой, они зависят от уровня минимальной зарплаты, затрат на топливо, ремонта.

«Стоимость дизельного топлива по отношению к ноябрю-декабрю 2020 года увеличилась на 20% и имеет тенденцию к росту, а стоимость газа за этот период выросла в 1,2 раза. Между прочим, в себестоимости проезда топливо составляет до 48% затрат«, — объясняет Павленко.

По его словам, повышение будет разным — на каждом маршруте свое. «Но тариф и не может быть одинаковым для всех. У каждого предприятия свои затратные части. В одном районе проезд может подорожать на 2 грн, для примера, в Ирпене, в другом, например, в Иванковском, на 5 грн, а в третьем — на все 10 грн«, — описывает масштаб бедствия Павленко.

Киевские маршрутки готовы к 12 грн

Стоимость проезда в маршрутных такси в Киеве также может вырасти до 10–12 грн. Об этом говорит директор ООО «Транс Групп», которая обслуживает 10 маршрутов по Киеву и пригороду, Владимир Назаренко.

«Стоимость проезда в пригородных и столичных маршрутках может вырасти как минимум до 12 грн. В первой декаде февраля подорожает проезд в пригородных маршрутках. А по городу мы еще думаем, когда и на сколько, но точно повысим. Возможно, в феврале-марте«, — сказал «Вестям» Назаренко.

Причины он называет те же: увеличение минимальной зарплаты, из-за чего растут налоговые отчисления, а также снижение пассажиропотока. «За последний год он упал минимум на 40% — из-за локдауна, перехода на удаленку. Да что там работающие, студентов почти нет в транспорте. Посмотрите, еще в утренний час пик маршрутки заполнены, а днем — пустота. Количество рейсов на маршрутах вынуждены сокращать«, — объясняет «Вестям» Назаренко.

Еще одна, по его словам, составляющая тарифа — цена на электроэнергию — тоже выросла. «Электроэнергия для предприятий подорожала в два раза, а мы обогреваем помещения электричеством. Также большие платежи — плата за аренду и землю», — подчеркивает Назаренко.

Метро: реальный тариф — 16–20 грн

Павленко уверяет, что столичные власти также не против повысить тариф на общественный транспорт — автобусы, троллейбусы, метро. «Они взяли на себя много финансовых обязательств, перед тем же ЕБРР, для получения новых автобусов. И, я думаю, они готовы к повышению, но ждут, когда первыми решатся маршруточники«, — говорит «Вестям» Павленко.

И это действительно так, уверяют источники «Вестей» в столичной власти. Тарифы же держат в узде, поскольку это вопрос «очень большой политики».

«Сейчас обсуждают тариф на уровне 16–20 грн. Но эта тема скользкая, никто ее вслух не озвучит кроме мэра. А ему это невыгодно. По крайней мере, до выборов, о которых все говорят — внеочередных парламентских или даже президентских, заявку на которые уже сделал Кличко. Сейчас никто на этот непопулярный шаг не пойдет, транспорт будут дотировать. Кроме того, из госбюджета компенсируют проезд льготников. Но что будет во второй половине года, гарантировать не могу. Транспорт из-за локдауна терпит очень большие убытки«, — говорит источник «Вестей» во власти.

«Вести» обратились с запросами в департамент транспорта КГГА, а также метрополитен, чтобы узнать, какие убытки понесли транспортные КП Киева. Так, Киевский метрополитен за 2020 год перевез 279,5 млн пассажиров, что примерно вдвое меньше от потока 2019 года. Тогда доходы составили 6,3 млрд грн (в том числе дотации в размере 1,9 млрд), а за прошлый год, как сообщили «Вестям» в КП «Киевский метрополитен», финансовые итоги еще не подбили. Но, судя по финансовому плану, размещенному на сайте КГГА, они ожидаются на уровне 3,97 млрд грн. Что же касается экономически обоснованного тарифа, то он будет определен «после согласования финансового плана на 2021 год», сказали «Вестям» в метрополитене.

Пассажиропоток КП «Киевпасстранс» за 2020 год составил 206,4 млн пассажиров. В 2019 году, для сравнения, он был в 1,5 раза больше — 303,9 млн пассажиров. В КП «Вестям» напомнили, что с апреля 2020 года автобусы, трамваи и троллейбусы перевозят только «сидячих» пассажиров. А о доходах и обоснованном тарифе здесь тоже не говорят.

Любопытно, что среди рядовых сотрудников слухи о повышении стоимости проезда как в подземке, так и в наземном транспорте циркулируют давно. «Да, постоянно говорят об этом — и раньше, и сейчас. Но только что нам от этого? Водители не очень-то и заинтересованы в этом повышении. Нам от этого точно лучше не будет. В прошлый раз тариф поднимали под видом того, что повысят нам зарплаты. Но в итоге мы от этого не выиграли«, — говорит «Вестям» водитель трамвая Владимир Котляр.

По его словам, водители электротранспорта получают от 10 тыс. до 13–14 тыс. грн. «А у автобусников есть и по 20 тыс. грн, потому что они работают по 12 часов, то есть по две смены. Молодежь не хочет работать за такие деньги, старики уходят на пенсию, водителей не хватает. А учебный комбинат не работает с апреля«, — сказал Котляр.

Эксперт по транспортным перевозкам Станислав Гвоздиков убежден, что никакого повышения в этом году не будет. «Работают же за 8 грн, ну так будут работать и дальше. Да если и повысят, вряд ли качество обслуживания изменится. Деньги могут пойти на погашение очередных кредитов — на те же новые автобусы, которые закупил Кличко в Минске за огромные деньги«, — говорит он.

Источник